Обширный храмовый ансамбль Минакши в Мадурае
располагается в южноиндийском штате Тамилнаду,
приблизительно в 520 километрах от Мадраса."Минакши"
означает "рыбьеая". Так, по преданию, звали принцессу, у
которой действительно были выпуклые и большие "рыбьи"
глаза. Была у нее и еще одна особенность - она родилась
на свет с тремя грудями. Озадаченные родители призвали
на совет нескольких самых уважаемых мудрецов, которые
предрекли, что третья грудь принцессы исчезнет в тот
день, когда она повстречает своего будущего мужа. Это
предсказание сбылось в тот день, когда принцесса Минакши
встретила бога Шиву, представшим перед ней под именем
Сундарешвара - "Повелитель красоты". Через восемь дней
Минакши обручилась в Мадурае с богом Шивой. В память об
этом событии в Мадурае в XVII веке был сооружен
громадный храмовый комплекс. Здесь хранятся святыни,
связанные с Минакши и Шивой-Сундарешварой, и поэтому до
сих пор это святилище остается одним из центров
паломничества в Индии. Создание храма Минакши (его еще
называют Большим храмом) относится к годам расцвета
Мадурая. Когда под натиском мусульманских султанов пало
соседнее северное государство Виджаянагар, Мадурай стал
последним оплотом древней индийской культуры. С именем
правителя Мадурая - царя Тирумалайи из династии Наяков,
правившего в 1623-1659 годах, связан последний взлет
средневекового индийского храмового зодчества.
Архитектура индуистских храмов отвечает основным
положениям индуизма - универсальной религии,
распространенной далеко за пределами Индии. Центральной
идеей индуизма является положение о вечном круговороте
бытия (сансара). На этом строится учение о
перевоплощении душ. Всякое новое воплощение считается
звеном в длинной цепи рождений: человек умирает, но его
душа обретает новое тело. Так продолжается до тех пор,
пока эта личная душа - Атман - не сольется с вселенским
абсолютом - Брахманом. Место, где человек вновь
воплощается, его положение в обществе и судьба зависят
от его деяний, благих или дурных поступков в прошлых
воплощениях. Возмездие за грехи определяется законом
кармы. Нормы праведной жизни устанавливает дхарма -
правила поведения, указывающие, что есть добро, а что
зло. Путем, ведущему к конечному "освобождению" от пут
кармы и спасению считается высшая абстрактная мудрость
("путь знания"). В этом состоит принципиальное отличие
индуизма от христианства, где путем к спасению является
не бесстрастный "путь знания", а любовь к ближнему.
Храмовый комплекс Минакши занимает площадь 258 х 223
метра. Распланированную территорию ансамбля со
множеством внутренних двориков и водоемов для омовения
украшают восемь башен-гопурамов. Четыре из них
возвышаются на наружных стенах храмового комплекса,
отмечая места ворот, другие четыре, меньших размеров -
на ограде, находящейся на территории внутреннего двора.
Высота самого высокого гопурама составляет 50 метров.
Для увеличения эффекта масштабности его многочисленные
ярусы уменьшаются к вершине башни, которую увенчивает
традиционный для Южной Индии каменный валик-цилиндр.
Большинство зданий из всего комплекса храмовых построек
относятся к эпохе царя Тирумалайи, а необычайный по
красоте Тысячеколонный зал Шивы, вероятно, построен
несколько ранее - в середине XVI века. В облике главного
святилища храма Минакши можно увидеть те перемены,
которые претерпело индийское искусство в период упадка.
Храм, построенный в XVII веке, утратил прежнее значение
центра всего ансамбля, лишился традиционной для древних
храмов Индии башни-шикхары. Это всего лишь невысокое
здание с плоской крышей, окруженное обширной сетью
внутренних крытых дворов и коридоров с многоколонными
галереями. Богатство украшенных фигурами колонн,
коридоров, залов и святилищ может показаться чрезмерным.
Среди этого лабиринта выделяется знаменитый
Тысячеколонный зал бога Шивы. На самом деле здесь не
тысяча, а более двух тысяч колонн. Считается, что здесь
невозможно найти двух похожих колонн. При этом они
оформлены с необычайной щедростью, убранство многих
колонн выглядит даже перегруженным, но при этом они не
теряют своего изящества и выглядят очень пышно. Изучение
скульптур, которые украшают колонны, могло бы занять
много месяцев. Среди них - боги, богини, эпические
герои, танцовщицы и музыканты, драконы, фантастические
существа, животные. Они как бы иллюстрируют все
неисчерпаемое богатство индийской мифологии. В
Тысячеколонном зале сейчас устроен музей, но сам храм
Минакши продолжает функционировать и оставаться местом
паломничества, сюда ежегодно устремляются десятки тысяч
людей. Существуют свидетельства о 64 фактах чудес,
которые Шива якобы свершил в храме Минакши. Перед входом
в храм паломники совершают ритуальные омовения в
огромном пруду, называемом прудом Золотой Лилии и в
нескольких водоемах поменьше. К пруду Золотой Лилии
ведет прямая отвесная лестница, окруженная расписной
колоннадой. Храм открыт для паломников и днем и ночью.
Многочисленные торговцы держат здесь свои лавочки и
торгуют всевозможными сувенирами - от крошечных фигурок
Шивы до пряностей и благовоний. Весьма популярна также
сандаловая паста - ее приносят в дар богам для умащения
священных статуй. Центральное святилище Шивы скрыто в
небольшом, таинственном и сумрачном помещении и доступно
только ограниченному числу священнослужителей и немногим
избранным. Центральная ось храма и святилища
Сун-дарешвара направлена с востока на запад. Внутри
храма есть специальный проход для торжественной
процессии - пуджа, ведущий вокруг святилища, что
позволяет обойти вокруг него по часовой стрелке. По
особым праздничным дням изображение бога Шивы в золотой
колеснице выносят к верующим и торжественно провозят
вокруг храма. В колесницу впряжен слон - в честь
слоноподобного бога Ганеша. Фигура этого бога тоже часто
встречается в храме. В храме Минакши часто организуются
приуроченные к праздникам торжественные процессии,
сопровождаемые музыкантами. Ежегодно в январе-феврале в
Мадурае отмечается праздник Теппам - "праздник на
плотах", который всегда привлекает множество паломников.
Изображения Шивы-Сундарешвары и трехгрудой Минакши
выносят из храма и провозят на плотах по искусственному
озеру Мариамман-Теппаккулам. За ними на плотах и лодках
плывет вся праздничная процессия. На одном из островов
посреди озера стоит храм, построенный в то же самое
время, что храм Минакши. Храм Минакши в Мадурае наряду с
несколькими другими храмовыми ансамблями Южной Индии
завершил собой эпоху традиционной индийской храмовой
архитектуры. В период начавшийся в XVIII веке
европейской колонизации крупное храмовое строительство в
Индии прекратилось.
|