Статуя Зевса Олимпийского, прославленная статуя царя
богов и людей работы великого греческого скульптора
Фидия; одно из Семи чудес света. Статуя помещалась в
культовом центре Олимпийского святилища — храме Зевса, в
священной роще Альтисе. На вопрос художника Панэна,
каким Фидий задумал представить верховного бога, мастер
ответил: «...Так, как Зевс представлен Гомером в
следующих стихах «Илиады»: Рек, и во знаменье черными
Зевс помавает бровями: Быстро власы благовонные вверх
поднялись у Кронида Окрест бессмертной главы; и потрясся
Олимп многохолмный». Статую Фидий исполнил в
хрисоэлефантинной технике: открытые части тела были
выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из
золота, а основа скульптуры была деревянной. Высота
статуи достигала ок. 17 м в высоту. Если бы бог
«поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого
храма. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии,
называют удивительным сочетание в его лике властности и
милосердия, мудрости и доброты. В руке громовержец
держал статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой
кости был сделан и богатейший трон Зевса. Спинку,
подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой
кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Нижние
стенки трона покрывали рисунки Панэна, его ножки —
изображения танцующих Ник. Ноги Зевса, обутые в золотые
сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми
львами. Перед постаментом статуи пол был выстлан
темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн
для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость
от рассыхания. Проникавший в двери темного храма свет,
отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне,
падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу;
вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика
божества. Возможно в конце 4 в. статуя Зевса была
перевезена в Константинополь и установлена на столичном
ипподроме, где погибла во время одного из пожаров.
|