Храм Артемиды Эфесской (Артемисион), один из самых
прославленных и почитаемых центров паломничества
античного мира; с эпохи эллинизма традиционно включается
в список Семи чудес света. Древнейшие следы почитания
Артемиды близ места ее рождения относятся еще к
догреческим временам; гигантский храм богини был
сооружен в 6 в. до н. э. архитектором Херсифроном из
Кноса. Во время одной из осад жители Эфеса протянули от
храма к городу веревку, превратив тем самым и его в
неприкосновенное святилище. Слава Артемисиона была столь
велика, что в нем размещали свои сбережения люди со всех
концов греческой ойкумены. Ученик Сократа, знаменитый
историк Ксенофонт, передавший на хранение богине большую
сумму денег перед походом в Персию (описанном в
«Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак
благодарности Артемиде маленький храм — точную копию
эфесского — в городке Скиллунте в Элиде. 21 июля 356 до
н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня
малоазийских греков, был сожжен Геростратом —
совершилось кощунство, потрясшее весь эллинский мир.
Впоследствии возникло предание, что Артемисион сгорел в
тот день, когда родился будущий завоеватель Азии
Александр Македонский. Когда же Александр через 25 лет
подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем
его великолепии. Архитектор Александра Дейнократ,
руководивший работами, сохранил его прежний план, только
поднял здание на более высокое ступенчатое основание.
Все сооружение поражало великолепием и несвойственным
для греческой архитектуры масштабом. Храм занимал
огромную площадь — 110 х 55 м, высота коринфских колонн
(их было 127), двойным рядом окружавших сооружение,
также была грандиозной — около 18 м.; кровля Артемисиона
была покрыта мраморной черепицей. Одной из
достопримечательностей сооружения были 36 колонн,
украшенных у основания рельефами почти в человеческий
рост. Великие греческие мастера приняли участие в
украшении столь почитаемого места: Пракситель изваял
рельефы для алтаря в ограде святилища, рельефы колонн
исполнил Скопас, Апеллес поместил в храме свои картины;
картинная галерея Артемисиона пользовалась столь же
большой известностью, что и собрание картин в афинских
пропилеях. Процветало святилище и при римлянах,
источники сообщают о богатых дарах в храм серебряных и
золотых статуй и постройке портика вдоль дороги от
города к святилищу (ок. 200 м). В «Деяниях апостолов»
упоминается о возмущении, которое вызвала в городе
проповедь апостола Павла, мешавшая торговле серебряными
моделями храма богини, изготовление которых было здесь
самым прибыльным ремеслом. В 263 ворвавшиеся в Малую
Азию готы, слышавшие о несметных богатствах города и
Артемисиона, разграбили святилище; следующим ударом
оказалось запрещение языческих культов в Римской империи
в 391 при Феодосии I Великом. Известно, однако, что
культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два
столетия, пока окончательно это место не было заброшено
после землетрясения. В 1869 в результате раскопок,
начатых английским археологом Дж. Т. Вудом в болоте на
предполагаемом месте святилища, была обнаружена опорная
плита сооружения и найдены многочисленные подношения в
храм. Знаменитые рельефы колонн Артемисиона в настоящее
время находятся в Британском музее (Лондон).
|