Впервые наименование Петергофа упомянуто в походном
журнале Петра I 13 сентября 1705 года. В то время
Петергофом называлась мыза, находившаяся вблизи дороги,
проходившей вдоль Финского залива от устья Невы до
Рижского залива Балтийского моря. Удобное местоположение
мызы между строящимся Петербургом и Кронштадтом
привлекло Петра I, он избрал её для остановок во время
морских поездок по заливу и назвал её своим именем.
Здесь в 1709 году, через год после Полтавской битвы,
построил небольшой деревянный дворец. Превращение
Петербурга в столицу побудили Петра I восточнее
петергофской мызы создать парадную загородную
резиденцию, богатством декоративного убранства не
уступающую крупнейшим западноевропейским летним дворцам
и паркам. Весной 1714 года по распоряжению Петра I почти
одновременно стали строить на берегу моря дворец
Монплезир, или Малые палаты, а на краю естественного
уступа, в некотором отдалении от моря,__ Верхние, или
Большие, палаты. Так началось создание дворцова-
паркового ансамбля, который также назвали Петергофом.
Первым исполнителем замыслов Петра I был архитектор
Браунштейн. Кроме строительства дворца, Большого каскада
и канала, под его руководством были прорублены просеки
для аллей, насыпана земляная дамба для защиты Нижнего
парка от наводнений, укреплён гранитными валунами мыс
перед Монплезиром. В 1716 году под руководством Ж.Б.
Леблона был укреплён фундамент Верхних палат, изменили
их фасады, планировку и отделку интерьеров, придав им
более парадный вид. Он построил вокруг палат подземный
акведук для отвода грунтовых вод, расширил канал и ковш,
укрепил конструкцию Большого каскада, устроил в нём
средние водопадные ступени, пятиарочный Большой грот
запроектировал водомёты. В Монплезирском дворце он
руководил декоративной отделкой и увеличил ширину
ведущей к нему аллеи. В течении 1719-1723 годов
архитектор Миккети создал фонтанные декорации. По его
чертежам сооружались Марлинский и Руинный ( Драконов)
каскады, десятки фонтанов разных форм и типов, беседки и
трельяжи. Он обогатил архитектурное и скульптурное
убранство Большого каскада, возвёл по сторонам Верхним
палат два симметричных флигеля с галереями. Переломным
моментом в истории создания петергофского ансамбля было
обследование Петром I ропшинских родников, результатом
чего явилось создание самотечного водовода
протяженностью 24 километра. Его спроектировал В.
Туволков. В 1721 году состоялось торжественное открытие
императорской резиденции. За десять лет ( 1714-1725
годы) в Петергофе были созданы обширный Нижний парк и
Верхний сад, построены и отделаны судоходный морской
канал со шлюзом, три дворца Монплезир, Верхние палаты и
Марли, а также здание каменной Оранжереи и возведён
Эрмитаж. Было закончено сооружение и убранство Большого
каскада, декорированного золочёными статуями, бюстами и
вазами; тогда же стали действовать многоводные фонтаны.
В 1726 году были закончены работы в Эрмитаже. В 1730
году после четырёхлетнего затишья начался новый подъём
строительства, длившийся десять лет. Он связан с
деятельностью М.Г. Земцова и его помощников И.Я. Бланка
и И. Давыдова. Планировка Нижнего парка была значительно
усовершенствована: трезубец аллей, идущих от Большого
каскада к заливу, превращён в пятилучие; получила
продолжение от Монплезира до дворца Марли Малибанская
(Морская) аллея, образовав с Марлинской два луча,
прорезавшие парк парк с запада на восток. Одновременно
верхнюю террасу вблизи Большого дворца связали с нижним
парком двумя двойными пандусами и лестницами с
балюстрадами, а к каскаду Драконов продолжили широкий
парадный Оранжерейный спуск. По новому проекту был
закончен Марлинский каскад и перед ним установлены
четыре фонтана Тритоны-колокола. Вместо недостроенного
Руинного каскада завершено строительство каскада
Драконов по проекту Бланка и Давыдова. Площадь перед
каскадом украсили двумя Римскими фонтанами. Одновременно
в западной части парка в Песочном пруду те же авторы
создали Китовый фонтан с изображением сказочного кита и
"морских быков". В 1730 году Бланк и Давыдов превратили
скромный верхний парк в парадный подход к резиденции со
стороны Петергофской дороги, ведущей в Петербург, и
декорировали его фонтанами и скульптурами. В 1745-1760
годах Растрелли соорудил в Нижнем парке фигурные беседки
у фонтанов Адам и Ева, большой каменный корпус вблизи
Монплезира (Екатерининский), новые "Римские" фонтаны,
монументальную ограду Верхнего сада. В 1770-х годах
архитектор Ю.М. Фельтен в духе классицизма отделал три
зала Большого зала и совместно с архитектором И.Е.
Яковлевым устроил в Менажерейном пруду фонтан "Солнце".
Тогда же в Нижнем парке провели третий луч Берёзовую
аллею от Марли до каскада Драконов.
|
В конце XVIII- начале XIX веков Нижний парк обогатился
сооружениями архитектора А.Н. Воронихина. По сторонам
партеров он возвёл каменные павильоны с фонтанами-вазами
на крыше, декорировал террасы по сторонам Большого
каскада миниатюрными каскадами и водомётами-чашами,
создал Эрмитажный каскад и новый постамент для фонтана
Самсон. В 1799-1806 годах лучшие русские скульпторы М.И.
Козловский, Ф.И. Шубин и другие выполнили для Большого
каскада бронзовые статуи взамен свинцовых. В 1850-1860
годах была изготовлена из каррарского мрамора облицовка
Воронихинских колоннад, Террасных и Больших фонтанов,
чаши Аллеи фонтанов и два новых фонтанов и два новых
фонтана Мраморные скамьи. На месте обветшавшего
Эрмитажного каскада Штакеншнейдр возвёл массивное
сооружение с гранитными колоннами Львиный каскад. Нижний
парк и Верхний сад до 1917 года являлись официальной
летней императорской резиденцией местом важнейших
торжеств и приёмов глав иностранных государств, которые
устраивались здесь ещё при Петре I. В Петергофе любил
бывать Пётр I. Это по нескольким причинам. Во-первых
Петергоф имел открытый выход к Финскому заливу.
Во-вторых в Петергофе было много фонтанов (как во многих
иностранных императорских и королевских резиденциях,
чего и добивался Пётр I). В-третьих Петербург ещё не был
окончательно достроен, но уже был столицей, а правитель
страны должен жить в столице.
|