В результате архивных изысканий, касающихся формирования и развития двух архитектурных комплексов, созданных на основе многоглавых церквей: 18-ти главой церкви Покрова Богородицы в селе Анхимово (1708г.) и 22-х главой церкви Преображения Господня на острове Кижи (1714 г.), прослеживается их определенная взаимозависимость. Известно, что Вытегорский Покровский погост и Спасский погост в Кижах впервые упоминаются в древнейшей Писцовой книге по Обонежской пятине писца Юрия Сабурова, составленной в 1496 году. В Писцовой книге 1582 – 1583 годов писца Андрея Плещеева также упоминается о двух церквах на Вытегорском погосте – Покровской (летней) церкви и теплой церкви Николы Чудотворца. К сожалению, о типах церквей сведений нет. Через 45 лет, в Писцовой книге 1628 года на Вытегорском погосте зафиксировано существование лишь одной церкви – теплой «во имя великого чудотворца Николы». О главной церкви погоста – Покровской – ничего не сообщается. Вероятно, на погосте за это время произошли неизвестные нам события. Следующие данные относятся к 1708 году – времени постройки новой, многоглавой Покровской церкви. С момента исчезновения ее предшественницы (1628 год) прошло довольно значительное время (предположительно около 80 лет). Чем же был вызван столь долгий срок существования погоста без главной церкви, давшей ему название? Возможно, местные прихожане обходились одной, зимней, Никольской церковью и одновременно собирали средства на постройку новой, многоглавой Покровской церкви. Ее строительство требовало накопления крупных финансовых средств и большого количества строительных материалов. Этим, скорее всего, и был вызван столь долгий срок существования погоста без основной, летней, церкви. В отличие от Покровской церкви в селе Анхимово причина исчезновения древних церквей на Кижском погосте была связана с пожаром, произошедшим в 1693 – 1694 годах: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере на Кижском острову, а на погосте строят церковь новую, теплую, клетски, во имя Покрова Богородицы. Да в той же церкви построен придел во имя Николы Чудотворца, настоящая церковь Преображения Господня и прежняя Покрова Богородицы в прошлом 7206 сгорели от молнии».005 Возобновление погоста началось сразу же, на месте свежего пожарища. Первой была построена зимняя, Покровская церковь – предшественница современной. В своем первоначальном виде она представляла тип тепло-холодной или «двухкомплектной» приходской деревенской церкви, так как состояла из холодного храма (собственно – церковное помещение) и теплого Никольского придела, который на продолжении 171 года (с 1694 по 1865 годы) располагался в трапезной. Наличие на погосте двухкомплектной (тепло-холодной) церкви позволило зодчим неторопливо обдумать будущий образ главной церкви Кижского погоста – церкви Преображения.




Ко времени ее возведения кижане уже смогли увидеть вновь построенную Покровскую церковь в Анхимове, так как путь к восточному побережью Онежского озера кижским рыбакам был хорошо известен – там находились хорошие рыболовные угодья. По всей видимости, кижанам удалось пригласить ту же плотницкую артель для постройки Преображенской церкви. Накопленный опыт помог плотникам превзойти по красоте свою предшественницу. Сохранившиеся легенды и предания, сопровождающие историю создания обоих церквей, подтверждают их исключительные особенности, отличают от всех других существовавших ранее культовых строений. «Не было, нет и не будет такой!» – сказал легендарный мастер Нестор, завершив работу на Преображенской церкви, убедившись в ее красоте и непревзойденности. Преимущества архитектурно-конструктивного решения Преображенской церкви над анхимовской церковью Покрова очевидны. Преображенская церковь в Кижах явилась высшим достижением эволюционного развития церквей данного типа. Церковь Покрова в Анхимове стала лишь промежуточным звеном в этой цепи. К сожалению, имена зодчих этих двух церквей не установлены. В архивных документах Покровской церкви в Анхимове встречаются записи: «построена частными способами», «старанием прихожан и разными благотворителями». Аналогичные записи относятся к постройке Преображенской церкви в Кижах. Сходство церквей неоспоримо. В их основе – единый замысел, но они имеют и значительные отличия, которые проявляются при более детальном их изучении. Рядом с многоглавой летней Покровской церковью Вытегорского погоста, как известно, стояла деревянная теплая церковь во имя Николы Угодника. Неизвестно, сколько лет она простояла, но в 1780 году «на церковную и доброхотную сумму» возводится каменная церковь Всемилостливого Спаса Нерукотворного образа с отдельно стоящей каменной колокольней. Здание церкви было покрыто железом, главы и кресты – белой жестью. В церкви было три придела: главный во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного образа – холодный, правый Казанской Божьей Матери и левый Святителя и Чудотворца Николая – теплые.




Соседство многоглавой деревянной Покровской церкви с 5-ти главой каменной церковью и с каменной, высотой в 57 метров, колокольней со шпилем – разновременными и не объединенными архитектурным замыслом строениями, к сожалению, не способствовали созданию ансамбля. Известно, что в своем первоначальном виде Покровская церковь в Анхимове без особых «поновлений» простояла 85 лет (с1708 по 1793 годы). В 1793 году произошла крупная перестройка здания, вызванная тем, что из-за отсутствия фундамента церковь начала оседать. Она была разобрана и поставлена на каменный фундамент. Об этом событии сохранилась запись: «Перестроены и освящены в 1793 году октября…, при державе … Великой Государыни нашей и императрице Екатерине Алексеевне»; «… за ветхостию разобранную во имя Покрова Пресвятые Богородица церковь за двумя приделами апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святого великомученика Егория, и поставленную ныне вновь на каменном фундаменте по прежнему фасаду…». Тогда же, в 1793 году, Покровская церковь была обшита тесом, а купола покрыты железом («… нижние венцы бревен заменены новыми, а все снаружи стены обшиты досками, а главы покрыты белым железом»). Таким образом, к 1793 году погост в Анхимове приобрел обновленный вид. Прихожане предпочли сохранить деревянную многоглавую церковь Покрова, разобрав и перепоставив ее на каменный фундамент. Последовавшая за этим обшивка срубов тесом с окраской под камень и покрытие куполов железом несколько «примирили» ее с возведенными рядом каменными церковью и колокольней. К сожалению, «примирение» этих трех архитектурных сооружений также не способствовало созданию архитектурного ансамбля, а привело лишь к случайному соседству несогласованных между собой объектов. Обратившись к истории Кижского погоста, отметим, что вопрос о переборке более молодой (на 6 лет) Преображенской церкви (которой к тому времени было 79 лет) не ставился. Но вскоре (в 1790-е гг.) после возведения каменных церкви и колокольни в селе Анхимово на территории Кижского погоста, с южной стороны Покровской церкви началось строительство каменного Троицкого собора с тремя алтарными апсидами. Контуры собора и в настоящее время четко прослеживаются в южной части погоста. Возведение собора происходило на средства богатого местного жителя, и было доведено до высоты окон, но вскоре приостановлено в связи со смертью «благодетеля». Благодаря архивным изысканиям сотрудника краеведческого музея Л. И. Капусты данная запись получила подтверждение. Согласно «Выписке из духовного завещания В. Е. Ольхина» стало известно, что «… на постройку в Петрозаводском уезде в Кижском погосте каменной церкви, под которую капиталом моим фундамент сделан и до окон выкладен и немалое число кирпича было приготовлено, если тамошние крестьяне и обыватели по обещанию ее достраивать будут, тогда от Василия Васильевича (сына Ольхина) дать на достройку сто рублей или что по усердию можете». Ольхин Василий Елизарьевич (1709 – 1788) является родоначальником династии Санкт-Петербургских предпринимателей XVIII – XIX веков. Он выходец из крестьян Кижского погоста (дер. Олеховщина) . В середине XVIII в. В. Е. Ольхин владел ластовыми судами, фабриками, заводами; содержал петербургские мосты. К 1788 году имел значительную недвижимость в С-Петербурге (дома, лавки, производственные сооружения). Похоронен в Александро-Невской Лавре. Духовное завещание составлялось дважды: в 1786 и 1788 годы. Работы по обновлению внешнего вида Преображенской церкви, по всей видимости, были произведены под воздействием обновления Покровской Вытегорской церкви, так значительно изменившей свой образ после разборки и последующей сборки. Обшивка срубов Преображенской церкви в Кижах тесом с последующей его покраской в белый цвет (под камень) также, видимо, производилась с целью придания ей соответствующего каменной архитектуре внешнего вида. Но в отличие от более богатого Вытегорского погоста, недостаток финансовых возможностей прихожан Кижского прихода сказался более благоприятно: вместо предпринятой замены деревянной Покровской церкви каменным Троицким собором с тремя алтарными апсидами (подобными каменной церкви в Анхимове?!), кижане предпочли (или были вынуждены избрать) иной путь – путь сохранения деревянной Покровской церкви и приведения в дальнейшем ее внешнего и внутреннего вида в соответствие с требованиями времени (обшивка срубов тесом, штукатурка стен и потолков, покраска полов и т. д.). Необходимо принять во внимание возраст Покровской церкви. К моменту начала возведения Троицкого собора ей насчитывалось, судя по новой датировке 1694 годом, свыше 90 лет (1694 – 1786). За это время Покровская церковь прошла путь преобразований от клетского типа «двухкомплектной» (тепло-холодной) церкви до многоглавого завершения. Это обеспечило наилучший вариант ансамблевого звучания двух погостских строений. Девятиглавое завершение Покровской церкви известно, согласно архивным документам, с 1756 года, т. е. еще до начала возведения по соседству с нею Троицкого собора. В конце XIX века на Вытегорском погосте появилась каменная, куполообразная, одноглавая «усыпальница Лопарева А. Ф.» – совершенно нетрадиционное для погоста сооружение. В ней был похоронен происходивший из крестьян купец I-ой гильдии, меценат А. Ф. Лопарев. Наличие нетрадиционного объекта еще больше разобщило погостские сооружения, усилив разноголосицу в их составе. Это еще раз подчеркнуло возможности богатых людей в осуществлении ими самых невероятных замыслов. Время не обошло вниманием и ограды двух рассматриваемых погостов. В 1872 году прихожане Вытегорского погоста начали сбор средств на возведение каменной ограды с центральным входом, со столбами и железной решеткой. Центральный вход в виде двух кирпичных столбов с красивой железной решеткой появился и на Кижском погосте. В соседстве с высокой оградой из дикого камня, это нововведение выглядело чуждо и неуместно. Оно вносило резкий диссонанс в восприятие архитектурного ансамбля. Различие оград двух погостов огромно. На их оформлении сказалось также наличие крупных финансовых возможностей у прихода в селе Анхимове и значительно более скромные возможности у прихожан Кижского погоста. Строго оформленная сквозная ограда Вытегорского погоста охватила весь комплекс зданий, предоставив возможность восприятия всех объектов от самого их основания («от пошвы»). В Кижах средств хватило лишь на установку центрального входа, охваченного высокой оградой из камней-валунов по всему периметру погоста. Надстроенная в 1959 году бревенчатая ограда, возвышаясь над каменной кладкой, скрыла восприятие кижского архитектурного комплекса от земли на довольно значительную высоту. Но, тем не менее, и в таком реконструированном виде она вошла в контакт с постройками погоста и воспринимается как органичное построение, хотя в момент ее воссоздания была подвергнута жесткой критике со стороны оппонентов, отрицательно воспринимавших это нововведение. Если представить, что на Кижском погосте вместо традиционной бревенчатой ограды, утвердившейся на каменной гряде (основании), появилась бы ограда, подобная ограде в Анхимове, то мы получили бы еще одно убедительное свидетельство непродуманного решения. Архитектор А. В. Ополовников писал: «Надежды духовенства и официальной прессы на обновление интерьера Покровской церкви действительно вскоре оправдались. Местный «меценат», купец 1-ой гильдии, почетный потомственный гражданин Лопарев А. на свои средства привел церковь и изнутри к «благолепному виду» в новом вкусе: стены ее получили тесовую обшивку, раскрашенную «под камень» и были покрыты живописью в духе издаваемых массовыми тиражами современных ярких натуралистических литографий на библейские сюжеты…». Сохранилась рекламная надпись на западной стене северного придела, в которой говорится: «Выполнена сия стенная живопись усердием Александра Федоровича Лопарева в 1898 году».Выражая сожаление о произведенных в интерьере Покровской Вытегорской церкви «благолепных поновлениях», А. В. Ополовников высоко оценил слитность трехъярусного тяблового иконостаса с живописью «неба» и всем внутренним пространством интерьера как «… единую величественную композицию исключительной художественной силы». В отличие от сохранившегося древнего иконостаса тяблового устройства в Покровской церкви Вытегорского погоста, иконостас Преображенской церкви во 2-ой половине XVIII века подвергся полной замене на пышное, резное узорочье, обильно покрытое позолотой. Иконостас был выполнен в стиле «барокко». Несоответствие обилия позолоты иконостасного оформления с тябловой росписью традиционного типа «неба» внесло резкий диссонанс в восприятие церковного интерьера, позднее также, по примеру интерьера Покровской церкви, обшитого тесом с покраской масляной краской.




 
Хостинг от uCoz