Впервые наименование Петергофа упомянуто в походном журнале Петра I 13 сентября 1705 года. В то время Петергофом называлась мыза, находившаяся вблизи дороги, проходившей вдоль Финского залива от устья Невы до Рижского залива Балтийского моря. Удобное местоположение мызы между строящимся Петербургом и Кронштадтом привлекло Петра I, он избрал её для остановок во время морских поездок по заливу и назвал её своим именем. Здесь в 1709 году, через год после Полтавской битвы, построил небольшой деревянный дворец. Превращение Петербурга в столицу побудили Петра I восточнее петергофской мызы создать парадную загородную резиденцию, богатством декоративного убранства не уступающую крупнейшим западноевропейским летним дворцам и паркам. Весной 1714 года по распоряжению Петра I почти одновременно стали строить на берегу моря дворец Монплезир, или Малые палаты, а на краю естественного уступа, в некотором отдалении от моря,__ Верхние, или Большие, палаты. Так началось создание дворцова- паркового ансамбля, который также назвали Петергофом. Первым исполнителем замыслов Петра I был архитектор Браунштейн. Кроме строительства дворца, Большого каскада и канала, под его руководством были прорублены просеки для аллей, насыпана земляная дамба для защиты Нижнего парка от наводнений, укреплён гранитными валунами мыс перед Монплезиром. В 1716 году под руководством Ж.Б. Леблона был укреплён фундамент Верхних палат, изменили их фасады, планировку и отделку интерьеров, придав им более парадный вид. Он построил вокруг палат подземный акведук для отвода грунтовых вод, расширил канал и ковш, укрепил конструкцию Большого каскада, устроил в нём средние водопадные ступени, пятиарочный Большой грот запроектировал водомёты. В Монплезирском дворце он руководил декоративной отделкой и увеличил ширину ведущей к нему аллеи. В течении 1719-1723 годов архитектор Миккети создал фонтанные декорации. По его чертежам сооружались Марлинский и Руинный ( Драконов) каскады, десятки фонтанов разных форм и типов, беседки и трельяжи. Он обогатил архитектурное и скульптурное убранство Большого каскада, возвёл по сторонам Верхним палат два симметричных флигеля с галереями. Переломным моментом в истории создания петергофского ансамбля было обследование Петром I ропшинских родников, результатом чего явилось создание самотечного водовода протяженностью 24 километра. Его спроектировал В. Туволков. В 1721 году состоялось торжественное открытие императорской резиденции. За десять лет ( 1714-1725 годы) в Петергофе были созданы обширный Нижний парк и Верхний сад, построены и отделаны судоходный морской канал со шлюзом, три дворца Монплезир, Верхние палаты и Марли, а также здание каменной Оранжереи и возведён Эрмитаж. Было закончено сооружение и убранство Большого каскада, декорированного золочёными статуями, бюстами и вазами; тогда же стали действовать многоводные фонтаны. В 1726 году были закончены работы в Эрмитаже. В 1730 году после четырёхлетнего затишья начался новый подъём строительства, длившийся десять лет. Он связан с деятельностью М.Г. Земцова и его помощников И.Я. Бланка и И. Давыдова. Планировка Нижнего парка была значительно усовершенствована: трезубец аллей, идущих от Большого каскада к заливу, превращён в пятилучие; получила продолжение от Монплезира до дворца Марли Малибанская (Морская) аллея, образовав с Марлинской два луча, прорезавшие парк парк с запада на восток. Одновременно верхнюю террасу вблизи Большого дворца связали с нижним парком двумя двойными пандусами и лестницами с балюстрадами, а к каскаду Драконов продолжили широкий парадный Оранжерейный спуск. По новому проекту был закончен Марлинский каскад и перед ним установлены четыре фонтана Тритоны-колокола. Вместо недостроенного Руинного каскада завершено строительство каскада Драконов по проекту Бланка и Давыдова. Площадь перед каскадом украсили двумя Римскими фонтанами. Одновременно в западной части парка в Песочном пруду те же авторы создали Китовый фонтан с изображением сказочного кита и "морских быков". В 1730 году Бланк и Давыдов превратили скромный верхний парк в парадный подход к резиденции со стороны Петергофской дороги, ведущей в Петербург, и декорировали его фонтанами и скульптурами. В 1745-1760 годах Растрелли соорудил в Нижнем парке фигурные беседки у фонтанов Адам и Ева, большой каменный корпус вблизи Монплезира (Екатерининский), новые "Римские" фонтаны, монументальную ограду Верхнего сада. В 1770-х годах архитектор Ю.М. Фельтен в духе классицизма отделал три зала Большого зала и совместно с архитектором И.Е. Яковлевым устроил в Менажерейном пруду фонтан "Солнце". Тогда же в Нижнем парке провели третий луч Берёзовую аллею от Марли до каскада Драконов.




В конце XVIII- начале XIX веков Нижний парк обогатился сооружениями архитектора А.Н. Воронихина. По сторонам партеров он возвёл каменные павильоны с фонтанами-вазами на крыше, декорировал террасы по сторонам Большого каскада миниатюрными каскадами и водомётами-чашами, создал Эрмитажный каскад и новый постамент для фонтана Самсон. В 1799-1806 годах лучшие русские скульпторы М.И. Козловский, Ф.И. Шубин и другие выполнили для Большого каскада бронзовые статуи взамен свинцовых. В 1850-1860 годах была изготовлена из каррарского мрамора облицовка Воронихинских колоннад, Террасных и Больших фонтанов, чаши Аллеи фонтанов и два новых фонтанов и два новых фонтана Мраморные скамьи. На месте обветшавшего Эрмитажного каскада Штакеншнейдр возвёл массивное сооружение с гранитными колоннами Львиный каскад. Нижний парк и Верхний сад до 1917 года являлись официальной летней императорской резиденцией местом важнейших торжеств и приёмов глав иностранных государств, которые устраивались здесь ещё при Петре I. В Петергофе любил бывать Пётр I. Это по нескольким причинам. Во-первых Петергоф имел открытый выход к Финскому заливу. Во-вторых в Петергофе было много фонтанов (как во многих иностранных императорских и королевских резиденциях, чего и добивался Пётр I). В-третьих Петербург ещё не был окончательно достроен, но уже был столицей, а правитель страны должен жить в столице.




Kovlekov 2009
Хостинг от uCoz